Группа, ненавидящая танцевальную музыку, выпускает альбом танцевальных
ремиксов. Добро пожаловать в странный мир THE CURE. Репортаж из Лондона.
Где-то под Лондоном, 1.30 ночи. Полдесятка подростков, в основном,
девочки, ждут у двухметровых металлических ворот в надежде увидеть- а
еще лучше, перекинуться словом- со своей любимой группой. Тем временем
предметы их любви сидят наверху и беседуют об убийстве. Роберт Смит-
певец, гитарист и автор концепции CURE- в неверии мотает головой, в то
время как басист Саймон Гэллап пытается убедить его, что одна их
знакомая действительно прикончила своего любовника лопатой.
-
Подожди минуту- ты хочешь, чтобы я поверил, что она ударила его по
голове, выволокла из дома и похоронила в пустой могиле? Кто тебе такое
рассказал?,- вновь откидываясь на диван, спрашивает Смит. Он одет в
футболку и боксерские шорты.
Для
подтверждения рассказа из гримерки вызывается Перри Бамонт, новый
клавишник CURE.
-Это правда,- говорит он,- она сама рассказывала нам, когда мы были в
пабе.
Но
это объяснение как-то не производит особого впечатления, ибо исходит из
уст парня, имеющего изрядное сходство с Эдди Манстером- довершаемое
гримом оборотня и бархатным костюмом. Роберт- на глаза которого лишь
несколько мгновений назад была наложена черная тушь, а по бледному лицу
размазана губная помада- не кажется убежденным, но спор- хороший способ
провести время, пока Смита не заставят мутировать в сиамского близнеца.
CURE не поступили на работу в цирк. Просто они снимают видео (что почти
то же самое) и, несмотря на все слухи, не распались.
В
действительности, достаточно много материала CURE ожидает своего
рождения: концертный альбом, записанный на прошлогоднем турне Prayer,
законсервирован; сольный альбом Роберта Смита, работа над которым одно
время шла полным ходом, близок к завершению, а фирма "Раф Трейд" только
что выпустила альбом Blue Sunshine группы Glove- дуэта в составе Стива
Северина и Роберта- записанный в 1983 году, когда Роберт короткое время
играл в составе Siouxsie And The Banshees.
Но
подлинной новостью является их самый последний альбом, "Mixed Up",
собрание классических песен CURE, перемикшированных четырьмя самыми
модными лондонскими диск-жокеями и продюсерами: Марком Сондерзом, Полом
Оукфилдом, Брайаном "Чаком" Нью и Уильямом Орбитом (они отвечают за
таких танцевальных фаворитов, как Нини Черри,Happy Mondays, Лайза
Стэнфилд н НИТЦЕР ЭББ). Альбом "Mixed-Up" определенно заставит клубы по
всему континенту вибрировать под мотивчики вроде "In Between Days
(Shiver Mix)". Странно в этом то, что Роберт ненавидит танцевать и
считает, что все помешательство на рэйве, связанное с именами Happy
Mondays и Манчестера- это "куча шлака. Я всегда ненавидел диско. Мне
нравится смотреть, как танцуют другие- если они делают это хорошо- но
сам я не могу."
Почему же тогда появился этот альбом?
"Ну, сначала он не был танцевальной пластинкой,- объясняет Роберт.- Идея
возникла потому, что люди пытались достать старые ремиксы и 12-дюймовки,
я видел журнал для коллекционеров пластинок и был поражен, за сколько
они шли на рынке. И я подумал: мастертейпы у нас сохранились, так почему
бы не выпустить их снова. Потом эта идея начала все больше и больше
преображаться в идею альбомов ремиксов. Как оказалось, то, что я
первоначально хотел сюда включить, не сохранилось",- смеется он.
В
процессе обработки лент обнаружилось, что мастертейпы ЕР "The Walk" и
альбома "Seventeen Seconds" исчезли. "На самом деле в нашей фирме их
хранили в задней комнате,- говорит Роберт,- и любой мог запросто туда
войти и их там увидеть. Я никогда не осознавал, как важны для нас эти
ленты. По слухам, спустя некоторое время после обнаружения пропажи в
компанию обратился некий поклонник, предложивший вернуть ленты на
определенных условиях. Когда вышеназванному лицу было сообщено, что
делом займутся власти, ленты загадочным образом появились вновь. Но до
того и "The Walk", и "A Forest" (обе из альбома "Seventeen Seconds")
пришлось записать заново.
Альбом также содержит новый сингл "Never Enough", написанный и
записанный прошлым летом. С его кричащим хендриксовским гитарным звуком
это самый убойный рок-н-ролл, рожденный CURE со времен "Killing an
Arab".
-Да,- говорит Перри.- Это действительно удивительно, потому что люди
привыкли к определенному звуку CURE, а в этой песне вы слышите настоящий
громкий гитарный рифф, и только когда начинает звучать голос Роберта, вы
понимаете, что это CURE.
Искоса посмотрев на Роберта, гитарист Порл Томпсон добавляет: "Хендрикс
повлиял на одного члена этой группы".
В
лондонскую студию "Magic Eye", где они заканчивают двухдневные съемки,
их привело видео для песни "Never Enough". Идея для видео пришла из
культового фильма 1932 года, "Freaks", и в съемках использованы
декорации дурдома и всевозможные визуальные трюки, созданные для полного
эффекта trompe l( oeiI (обман зрения - фр.). Название песни кажется
удачным, учитывая число nepеодеваний и очевидную усталость, овладевавшую
группой к концу 48 часов.
-
Мы проходим, распадаясь, через семь уровней сумасшествия,- говорит
Роберт. - Мы начинаем нормальными, потом постепенно нас захватывают эти
персонажи. Это хорошо работает, потому что к концу действительно
чувствуешь себя так, как будто разваливаешься на куски.
На
лице Тима Поупа, который является единственным видеорежиссером CURE,
начиная с 1982 года, все еще видны разводы от туши, оставшиеся oт роли
Тюрбан Тима, предсказателя судьбы. Это семейное предприятие, и,
посмотрев, как группа работает с Тимом, можно сказать, что их отношения
основаны на взаимном уважении.
Роберт терпеливо выслушивает инстpукции: он должен высунуть нижнюю
половину туловища из люка в потолке и дергaться почти в двух метрах от
ПОЛА НАД КАСТРЮЛЕЙ С ВОДОЙ, одновременно имитируя пение. Со стороны
кажется, что ему больно, но следуя указаниям Тима, он делает это снова и
снова.
-
Во время съемок нашего последнего видео с Тимом я чуть было не замерз на
снегу .- говорит Роберт.- Но с ним нам по-настоящему хорошо работать. Он
любит заставлять вас замечать намеки. Мы что-то снимаем, потом смотрим,
а он отходит назад и ждет, пока мы что-то обнаружим. Это первое видео,
которое мы делаем со сценарием, но,- добавляет он со смешком,- сценарий,
который вы видели внизу, в действительности имеет мало общего с тем, что
происходит на экране.
Нынешний состав CURE лишь совсем немного изменился после предпоследнего
альбома "Disintegration", выпущенного в 1989. Саймон на басу, Порл на
гитарах, Борис Уильямс на барабанах. Большинство перемен в этой группе
вращается, как кажется, вокруг клавишных. После весьма
разрекламированного ухода одного из основателей группы Лола Толхерста,
причиной которого было его очень реальное сближение с распадом
собственной личности, клавишником стал Роджер О(Доннел. Он больше не
играет с группой и был заменен давним "роуди" Перри. (Официальным
мотивом ухода были "музыкальные различия", но эмоциональные реакции
членов группы показывают, что были и различия личные. )
Решение произвести Перри из "роуди" в полноценные члены группы пришло
очень легко.
-Мы
могли бы пригласить на место клавишника профессионала, но почему не
использовать человека, который знает все песни?,- говорит Роберт.- К
тому же, я сам не слишком хорошо играю.
-
Когда я начинал работу с CURE шесть лет назад,- говорит Перри,- им был
нужен кто-то в качестве гитарного техника, но в конце концов я начал
делать все сам. У меня так пока и не было времени выразить словами
чувства, которые возникают, когда стоишь с ними на сцене. Когда мы были
в Париже, выступали на открытом воздухе, и это был первый раз, когда я
играл на сцене. О концерте предварительно не объявлялось: люди узнали о
нем лишь за пару часов до нашего выхода. Это было для меня самое лучшее,
потому что это был не обычный концерт с залом, наполненным фанами CURE,
что было бы гораздо большей нервотрепкой.
CURE выделят время для записи нового альбома в следующем году, и, хотя
Роберт прежде заявил, что они не будут больше гастролировать, по
завершении работы над пластинкой он может передумать.
-Роберт был совершенно непреклонен насчет прекращения гастролей, но
выступать на фестивалях было довольно весело.- говорит Перри.- Прежде
всего, мы не были гвоздем программы - люди приходили ради всего
концерта. Нам действительно было весело на этом турне, но имеет смысл
подождать нового альбома, прежде чем мы начнем планировать следующее.
Иногда кажется, что предсказание будущего CURE - любимое
времяпровождение музыкальной прессы. Не будет турне CURE? Группа
распалась? Группа снова собралась? Но Роберт, похоже, не слишком
обеспокоен репутацией группы в кругах рок-н-ролльных журналистов. Ему
представляется наиболее важным, что фаны их поддерживают, поскольку за
12 лет, на протяжении которых CURE выпускают пластинки, они процветали
без какого-либо реального успеха в топах. В Великобритании у группы
никогда не было сингла № 1 (и лишь недавно они попали в американские
топы с альбомом "Standing on a Beach" - собранием лучших хитов,
выпущенным в 1986), однако трудно игнорировать их популярность. Любовь
фанов выражается в том, что десятки подростков красят волосы в черный
цвет, покрывают глаза тушью и щеголяют бесформенными одеждами. Эти фаны
не знают границ. Когда в прошлом году рухнула Берлинская стена, одна из
фотографий, обошедших весь мир, изображала пролом в стене с надписью
"THE CURE" рядом.
Унылая, нередко мрачная музыка, которую пишет группа, хорошо сочетается
со свечами, благовониями и глубокими раздумьями о смысле жизни. К их
альбомам более подходили бы наклейки со словами "Не для склонных к
самоубийству", чем "Откровенные тексты". Но не все обреченность и мрак:
в 1983 году на сингле "Let's Go То Bed" Роберт звучал почти... гм...
игриво. ("На самом делe я не такой уж депрессированный",- говорит
Роберт. В действительности он очень забавный.) И на внутреннем конверте
альбома 1989 года "Disintegration" была напечатана следующая
рекомендация: "Эта музыка смикширована в расчете на громкое
воспроизведение, так что сделайте погромче"- не потому, что это забойный
рок-н-ролл, а потому, что музыка CURE всегда вызывала такие потрясающие
эмоции, что их лучше переживать на полной громкости.
Поклонники группы также знают проявляемую порой группой склонность к
пиратству на радиочастотах, как случилось одним ранним утром перед
официальным выпуском альбома "Mixed Up". Было подыскано место в центре
Лондона, и два американских ведущих с радиостанции KROQ в Лос-Анджелесе
и 91.Х в Сан-Диего прилетели специально ради удовольствия задать группе
вопросы в ходе интервью в прямом эфире. Запланированное времяпередачи: в
12.00 ночи.
Группа, заметно уставшая после марафона видеосъемок, сидит на диване в
окружении членов семей и друзей. Роберт говорит о вынашиваемой им идее
для видео: "Я думал о том, чтобы понемногу брить голову, начиная с
висков, чтобы к концу видео у меня оставалось лишь немнго волос на
мокушке". Он делает паузу: "Но эта идея не прошла на семейном фронте".
Домашний фронт- это его возлюбленная (вот уже 15 лет, а теперь еще и
жена), Мэри. Видеть их вдвоем- значит наблюдать силовое поле, которое
кажется почти непроницаемым. Не нужно никакого разговора. Номер
"Lovesong" из альбома "Disintegration" (он также был перемикширован для
нового альбома) был свадебным подарком ей и является, по его словам,
"одной из самых трудных песен, которые мне приходилось петь... Это
открытая демонстрация эмоций." Она остается спокойно сидеть на диване и
разговаривать с друзьями, когда Роберта уводят присоединиться к другим
членам группы у радиопульта. На часах уже больше 2.00 и радио выходит в
эфир.
Хотя потенциальным слушателям было разослано 20 тысяч листовок, из-за
двухчасовой задержки, возможно, у приемников остались лишь самые
преданные фэны. Когда "Mixed Up" , наконец, дебютирует, на частоту
залезают Beach Boys. Кажется, что BBC2 проводит прямую атаку
мейнстримом, используя в качестве тяжелой артиллерии Фрэнка Синатру. Но
никто в импровизированной студии, похоже, не беспокоится: все слишком
захвачены обсуждением своих любимых песен. Следующий сингл- Doors
"Hello, I Love You" для выходящего альбома, посвященного 40-й годовщине
фирмы "Electra".
-
На самом деле я не люблю Doors,- говорит Роберт,- но мы прослушали все,
что было предложено. То, что нам нравилось, мы были не в состоянии
сыграть. Когда я услышал "Hello, I Love You", то был потрясен, потому
что песня больше всего напомнила мне "You Really Got Me" Kinks.
Они
поют несколько строчек классической песни Kinks, и студия взрывается
смехом. Пусть всего несколько слушателей слышали это импровизированное
исполнение - это не имело значения, потому что, как объявляет Роберт:
"Эта группа знает, как хорошо оттянуться". И добавляет: "Теперь я могу
идти домой?"
Лорен Спенсер ("Rolling Stone", Нью-Йорк, т. 6, № 9, 1990)
Перевод С.Чернова
|